С 1 октября 2024 года в России начала свою работу автоматизированная информационная система страхования (АИС), оператором которой выступает АО «Национальная Страховая Информационная Система» (НСИС). Это значимое событие стало возможным благодаря нормам закона от 29 декабря 2022 года № 594-ФЗ, который определяет создание единого источника данных об автостраховании и страховании жилья.
Цели создания АИС страхования
Основными целями оператора являются:
- Сбор и анализ данных: Система будет собирать и анализировать информацию о договорах страхования. С 1 апреля 2024 года в систему будут включены только четыре вида страхования, однако в будущем, согласно нормативным актам Банка России, планируется присоединение других видов.
- Предотвращение мошенничества: АИС страхования направлена на борьбу с мошенническими схемами в сфере страхования, что повысит уровень доверия к страховым услугам.
- Повышение прозрачности: Благодаря централизованной обработке и хранению информации по договорам страхования на протяжении 10 лет, система сделает страховые услуги более доступными и понятными для клиентов.
Технические аспекты системы
АИС страхования была создана на базе доработанной информационной системы ОСАГО, разработанной Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). В систему также включены модули для других видов, таких как КАСКО, добровольная автогражданская ответственность и страхование жилья граждан. Кроме того, предусмотрены модули для информационного взаимодействия с государственными органами и бюро страховых историй.
Улучшение клиентского сервиса
По словам президента РСА Евгения Уфимцева, передача информационной системы в структуру Банка России — компании НСИС — открывает новые возможности для страховщиков. Они смогут получать данные из государственных информационных систем, что существенно улучшит качество клиентского сервиса и позволит более эффективно бороться с мошенничеством и недобросовестными практиками в сфере страхования.
Запуск АИС страхования — это важный шаг к модернизации страхового рынка в России, который обеспечит большую защиту прав потребителей и повысит уровень доверия к страховым компаниям. Новая система станет надежным инструментом для всех участников страхового процесса.